­­  САТОРИ 
     ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНСТВО
Назад к списку

Письмо от о. Игнатия 

К сожалению, я так и не привык делать дорожные записи, жалею об этом, конечно, многое уже стало забываться, особенно то, что связано с географией наших поездок. 

Огромные впечатления остались буквально от всего, что пришлось пережить, увидеть с самого начала и до последних минут пребывания в возлюбленной святителем Николаем Японским стране Восходящего Солнца.  Программа нашего пребывания была насыщенной, можно сказать, с раннего утра и до позднего вечера мы вживались в эту великую страну, в ее историю и современность, духовность и повседневный быт. 



Конечно много необычного, интересного, того, что затронуло душу, но это и понятно – другая страна, незнакомая доселе. Но и свое родное ощущалось, неразрывно общее с нашим Отечеством – единая православная составляющая. Что запомнилось особо?  Наверное, особенно то, что связывает зримыми и незримыми нитями нас, таких разных русских и японцев, две наши великие страны. 

Для меня, как священника, замечательным было участие в православной части нашей программы. Это посещение церквей, Кафедрального, главного храма, участие в богослужениях, общение со священнослужителями русскими и японцами, с прихожанами. 


Даже то, что в момент нашего пребывания там умер иерей Павел, японец, вызвало глубокое чувство сопричастности и духовного единения в переживании общей для нас потери. Мы молимся об упокоении его праведной души и сейчас, здесь, на русской земле. Не забудется посещение старого, но прекрасно соблюдаемого, ухоженного кладбища, где упокоились с середины 19-го века, а может быть и с более раннего времени, христианские миссионеры, русские люди, моряки, архиереи и священники. Думаю, что все участники нашего путешествия, находясь на русской части кладбища, испытали чувство, которое можно описать словом «встреча», как в духовном смысле – была отслужена панихида, так и в смысле встречи эпох: как долго мы к вам шли, и как долго вы нас ждали! 

Ощущалась все время связь эпох и через благословение святителя Николая Японского, которое проявлялось во многих обстоятельствах.

К примеру, приведу такой случай. При посещении Императорского сада (если не ошибаюсь в правильности названия), я своим видом явно вызывал повышенное внимание представителей службы безопасности. Гостей европейцев не так часто и увидишь в Японии, а тут еще такой необычный. На их вопросы я отвечал немногословно, просто говорил: Николай До!  И этого было достаточным, все становилось понятным, стражи порядка тут же кивали головой, улыбались…


Очень хорошее впечатление осталось от посещения Посольства Российской Федерации. Доброжелательное общение, точно, как дома побывали. Много интересного мы узнали о стране и ее жителях от нашего гида, хотелось бы и это отметить и еще раз поблагодарить. Вечерами, во время отдыха мне запомнились прогулки по городу, в окрестностях гостиницы. Когда один, когда с кем-то, в разговорах и осмыслении происходящего, переживаемого. Много каналов, мостов, среди воды, зелени, света, тепла и… ужасающей трескотни огромных цикад, к которой, однако, быстро привыкаешь, с интересом прислушиваясь к «песни любви» и к «песни смерти»…

Площадь рядом с гостиницей, в окружении небоскребов, куда мы переехали незадолго до отъезда. Памятный камень, рядом цветы, кем-то зажженные свечи. На этом месте была международная тюрьма, где томились государственные преступники Японии времен Второй Мировой войны. Здесь, в ночь на 7-е ноября 1944 года был казнен Рихтер Зорге…

Эпилог. 

Стоим в очереди на регистрации в аэропорту. Рядом молодой японец читает книгу на русском языке. Удивило, всмотрелся в текст и что же? Как раз читает про незабвенного графа нашего Н. Н. Муравьева-Амурского! И даже не догадывается, что совсем рядом с ним находится В. С. Муравьев-Амурский, потомок графа. Конечно, это еще одно радостное событие, новое общение. Проводы и встреча, как же все промыслительно! Отмечу, хотя об этом надо было сказать в самом начале, что наш коллектив духом и жизнью был крепко спаян благодаря именно Василию Сергеевичу на всех этапах следования по стопам великого человека, легендарного графа Н. Н. Муравьева-Амурского и в Японии, конечно, тоже. От всей души благодарю всех, кто был тогда рядом, меценатов и организаторов - Амурское отделение "Общества "Россия-Япония" и компанию "Сатори".